В практике оборота алкогольной продукции существуют более десяти видов ошибок: от пересортицы до боя товара. Основная масса таких ошибок носит случайный, достаточно редкий характер. Они являются результатом влияния на процесс торговли человеческого фактора (невнимательности, непрофессионализма, недисциплинированности исполнителя). Экономические потери, связанные с исправлением таких ошибок, вполне, ощутимые, но и управляемые, и минимизируемые.
Но есть ошибки, которые торгующие организации делают не по своей воле ежедневно при оформлении любой поставки товара, начиная с одной бутылки и кончая десятками тысяч упаковок алкогольной продукции. И ошибки эти приводят к материальным издержкам, на порядки превышающие указанные выше экономические потери. Речь идет, прежде всего, о противозаконной практике сопровождать каждый заказ с алкогольной продукцией сертификатом соответствия с приложением к нему, а с недавних пор, и декларацией о соответствии.
Проанализируем Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №
Статья 11 «Особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции» в пункте 3 содержит требование, что «алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о ...сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия....».
Подчеркнем еще раз, речь идет о сведениях, а не о сертификате и декларации о соответствии.
Вполне логично, что в статье 10.2 «Документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в пункте 1 предписывается, что «оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
Итак, в соответствии с Федеральным законом сертификат и декларация о соответствии не должны поступать с товаром в магазин и могут не находиться в нем, а покупатель и, особенно, контролирующие органы не вправе требовать их от продавца.
Однако в последующих статьях 16, 25, 26 из-за редакционных неточностей возникает впечатление (но не требование) о необходимости сертификата соответствия и декларации о соответствии при проведении операций с алкогольной продукцией.
В пункте 2 статьи 16 говорится: «Не допускается розничная продажа алкогольной продукции ... без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или декларации о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12» этого закона.
Статья 10.2, как отмечалось ранее, не содержит в перечне сопроводительных документов ни сертификат соответствия, ни декларацию о соответствии.
Статья 12 содержит упоминание лишь о копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, но ничего не говорит о сертификате соответствия и декларации о соответствии на продукцию.
Было бы правильно изменить редакцию пункта 2 статьи 16 закона № 171-ФЗ.
«Не допускается розничная продажа алкогольной продукции ... без сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона».
В статье 25 декларируется, что изъятию подлежит продукция, если она реализуется «без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии». При этом написаны эти документы уже отдельным абзацем, т.е. вне связи со статьей 12, как это было сделано в статье 16.
В статье 26 устанавливаются ограничения в области производства и оборота алкогольной продукции. Запрещается «оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии».
Возникает вопрос: на какой объект распространяются сертификат и декларация, упомянутые в статьях 25,26? На технические средства фиксации и передачи информации (пункт 2 статьи 12); на основное технологическое оборудование (пункт 2.1 статьи 19); на оборудование для учета объема перевозок продукции (пункт 3.1 статьи 19)? Если на продукцию, то на основании какой статьи закона эти документы должны быть у участника оборота алкогольной продукции?
Было бы правильно написать в упомянутом абзаце пункта 1 статьи 25 следующее: «без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на продукцию у изготовителя». Именно, для изготовителя эти документы необходимы, поскольку дают ему право изготавливать алкогольную продукцию. Всем участникам оборота алкогольной продукции важно иметь только сведения об этих документах.
В пункте 1 статьи 26 исключить слова «без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии».
До 2002 года оставался открытым вопрос — в каком документе должны находиться сведения о сертификате. В постановлении Правительства РФ от 06.02.2002г. № 81 [3] дан точный, исчерпывающий ответ на этот вопрос. В разделе 1 пункта 32 добавлен новый абзац: «По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией». Форма такого удостоверения предусматривает графы, в которых должны указываться сведения и о сертификате соответствия, и о лицензии на производство и оборот алкогольной продукции. К сожалению, следует отметить, что и в этом постановлении не сказано — на основании какого документа удостоверение должно быть у продавца.
Удостоверение качества и безопасности подтверждает соответствие свойств партии товара требованиям нормативных документов. Эта гарантия достигается одинаковой датой розлива продукта, указанной как на бутылке (пакете), так и в удостоверении качества и безопасности, сопровождающем данную партию товара и содержащим результаты испытаний продукции из данной партии.
Удостоверение качества и безопасности свидетельствует также и о легальности производства алкогольной продукции, поскольку в нем содержатся сведения о сертификате соответствия и о лицензии, выданных соответствующими организациями производителю продукции. Кроме того, это удостоверение содержит информацию об обороте данной партии товара — на нем проставляются оттиски печатей всех предшествующих владельцев продукции, из которой была отобрана данная партия. Причем от каждой последней пары (поставщик, покупатель) оттиски печатей должны быть синего цвета.
Отсутствие удостоверения качества и безопасности в перечне сопроводительных документов, естественно, снижает практическую значимость удостоверения и порождает необходимость необоснованного ошибочного применения вместо него сертификата соответствия, а теперь и декларации о соответствии. В этом отношении редакция Федерального закона №
Недооценка удостоверения качества и безопасности выражается и в том, что этот документ имеет пять вариантов названий: 1 — Удостоверение о качестве и безопасности, 2 — Удостоверение качества и безопасности, 3 — Удостоверение о качестве, 4 —Удостоверение качества, 5 —Качественное удостоверение. Более предпочтительным можно считать название «удостоверение качества и безопасности продукции».
Отдельные документы рангом ниже Федерального закона (региональные, ведомственные) допускают, порою, неправомерные в этой части искажения Федерального закона №
В другом документе СанПиН 2.3.4.
В качестве положительного, хотя и противозаконного пока факта, можно отметить присутствие в перечне сопроводительных документов по СанПиН 2.3.4
Сертификат соответствия и декларация о соответствии лишь косвенно и не достоверно гарантируют качество конкретной партии продукции. Они только подтверждают, что на момент сертифицирования производство было состоятельно к выпуску данной продукции.
Сертификат вручается производителю продукции на несколько лет по результатам «испытания типа» — разовых испытаний выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями [6].
Вполне естественно, напрашивается предложение — считать используемые ныне сертификат соответствия и декларацию о соответствии на продукцию как сертификат соответствия и декларация о соответствии на производство данной продукции у изготовителя. Тогда, тем более отпадает необходимость во вкладывании их в сопроводительные документы при осуществлении товарооборота.
Введение в практику производства и оборота отечественной алкогольной продукции декларации о соответствии в принципе не логично. Использование ее в сопроводительных документах параллельно с сертификатом соответствия бессмысленно и дорого. И в этом случае из-за перестраховки союз «или» между сертификатом соответствия и декларацией о соответствии в законе № 171-ФЗ всеми понимается как союз «и». Поэтому в сопроводительные документы вкладывается и сертификат соответствия, и декларация о соответствии.
И последнее, разве добровольная сертификация по статусу ниже обязательной? Нет. И тот, и другой сертификаты выдавались и выдаются одним и тем же органом, на основании проведенных одинаковых процедур по проверке соответствия продукции одним и тем же нормативным документам. Декларация о соответствии, выдаваемая изготовителю также после проведения указанных действий, по сути, дублирует сертификат соответствия и не может расцениваться по важности выше сертификата добровольной сертификации.
Все это приводит к тому, что тонны качественной бумаги несут в себе сертификаты соответствия с приложениями (или их копии) и декларации о соответствии. Привычка, страх участников алкогольного рынка перед контролирующими органами вынуждают даже рачительного и смелого продавца тратить на эти документы сотни тысяч рублей ежемесячно.
Например, дилерская компания формирует и поставляет покупателю в месяц 6000 заказов. Каждый заказ состоит в среднем из 20 наименований алкогольной продукции. Следовательно, в сопроводительных документах к заказу прилагаются 20 сертификатов и приложений к ним и столько же деклараций о соответствии, всего около 60 листов. Стоимость листа этих документов равна пусть одному рублю. Сюда входят: стоимость бумаги, затраты на составление, печать, копирование документа. В итоге, в месяц компания использует более двух тонн высококачественной бумаги и несет дополнительно ничем необоснованные расходы в сумме минимум 300 000 руб.
Попытки работать в соответствии с «духом» Федерального закона №
Реальное исключение из комплекта сопроводительных документов сертификата соответствия и декларации о соответствии позволило бы не только уменьшить производственные затраты участников рыночного процесса, но и способствовало бы сохранению лесного богатства России.
Правительство Российской Федерации, Государственная служба Росалкогольрегулирования должны выступить с инициативой по пересмотру соответствующих статей Федерального закона №
Автор статьи: Касаткин А.В., ЗАО «Директива».
Как уберечь страну и ее жителей от алкоголизма? Во-первых, создать те условия, при которых употребление алкоголя снизится самостоятельно, а, во-вторых, подготовить ряд законодательных мер, ограничивающих время или объем оборота спиртного на территории страны. Россия пошла по последнему пути, поставив цель любыми способами решить проблему пьянства.
Принято считать, что акциза — это не более чем просто налог, который позволяет государству тщательно отслеживать оборот алкогольной продукции на территории страны и пополнять собственную казну. Однако стоит взглянуть на акцизные марки иначе, ведь именно благодаря их существованию мы с вами можем быть уверены в качестве товара.
Подсчитав свои продажи, шампанские дома объявили, что 2021 год оказался рекордным по экспорту своих вин, с чем мы их и поздравляем.